Требования к торговым помещениям

Нестабильность рынков и курсов валют привела к ситуации, когда в сфере коммерческой недвижимости появляется все больше инвесторов, поскольку сдача помещений в аренду способна приносить немалый доход. Однако, вкладывая средства в строительство, инвесторы должны учитывать востребованность площадей и наличие арендаторов.
Каждый арендатор торговых площадей заинтересован в том, чтобы его бизнес располагался в наиболее выгодной локации. Любой собственник коммерческого объекта понимает эту простую истину. Однако ошибочно предполагать, что это единственный критерий выбора коммерческого объекта. У каждого арендатора свои требования к торговой недвижимости с точки зрения наличия коммуникаций, уровня безопасности и т.д.
Непритязательные арендаторы, доставляющие проблемы
Один из наиболее ликвидных видов коммерческой недвижимости – это торговые площади небольших (40-50 кв.м.) размеров с хорошей локацией (у метро, на проходных улицах). Обычно на них находится немало претендентов:
- магазины сотовой связи;
- цветочные магазины;
- продавцы мясной продукции;
- парикмахерские, салоны красоты и т.д.
Арендная плата в таких торговых точках весьма высока. Но за высокие ставки собственник помещения нередко расплачивается временем и нервами: съёмщики постоянно просят снизить арендную ставку, угрожают уходом из помещения и т.д. Кстати, такие угрозы небезосновательны, поскольку небольшие арендаторы обычно весьма мобильны. К ним относятся небольшие магазинчики с ограниченным ассортиментом продовольственных товаров, сотовые операторы и др. Особняком в этом ряду стоят более консервативные арендаторы – аптеки, получающие лицензию на торговлю в определённом месте.

Особые требования банков, ломбардов и ювелирных салонов
Если мелкие арендаторы достаточно неприхотливы, то эти три категории весьма требовательны. Например, они:
- никогда не арендуют стеклянный торговый павильон;
- дотошно обследуют объект на возможность взлома;
- потребуют наличия резервной линии электропитания для обеспечения бесперебойной подачи электричества.
Как правило, обеспечение всех этих условий не сказывается на размере арендной ставки. Небольшие продуктовые магазины с лицензией на алкоголь
Продовольственные магазины с широким ассортиментом обычно арендуют большие площади. Они предпочитают отдельно стоящие здания, имеющие отдельный вход для выгрузки товара. Но если такого нет, неохотно, но соглашаются на первые этажи жилых зданий. На стоимость арендной платы для продовольственных магазинов влияет возможность получения лицензии на алкоголь, поскольку именно он приносит львиную долю прибыли. Поэтому инвестор, решивший вложиться в торговую недвижимость, должен учитывать, что торговая точка вблизи образовательных учреждений и детских садов не сможет получить такую лицензию, а значит и на высокую арендную плату рассчитывать не стоит.

Стабильные арендаторы
Наиболее стабильным арендатором являются компании, арендующие большие площади – 1000 кв.м. и более. На открытие такой точки тратятся весьма солидные деньги, да и в случае переезда такого арендатора собственник окажется в затруднительном положении. Поэтому обе стороны заинтересованы в поиске консенсуса.