Офисная альтернатива: коворкинг
Офис или хотя бы оборудованное рабочее место может потребоваться в самых разных ситуациях: начало нового бизнеса, длительная командировка, работа над важным проектом и т.д. На помощь во многих ситуациях приходит достаточно новое явление – коворкинг.
Что такое коворкинг-центр, кому и для чего он нужен
В последние годы это явление приобретает всё больший размах по всему миру, в том числе, и в России. Коворкинг-центр:
- предоставляет все условия для реализации идей тем, кому не нужен постоянный или отдельный офис;
- предлагает множество офисных помещений, арендовать которые могут все желающие;
- основной контингент – фрилансеры и начинающие бизнесмены;
- может включать конференц-зал, лектории, кафе, комнаты отдыха, помещения для переговоров, отдельные кабинеты и большие студии;
- рабочее место предоставляется на любой срок от нескольких минут до нескольких месяцев;
- арендовать можно любое количество рабочих мест или отдельную комнату. Обычно доступные варианты обсуждаются;
- в отдельных случаях предоставляет услуги юриста, курьера, секретаря.
В 2005 году программист из США Брэд Ньюберг попытался решить проблему отсутствия помещения для работы на время запуска нового проекта. Именно ему пришла идея открытия первого коворкинг-центра, в котором была реализована абсолютно новая форма аренды помещения.

Достоинства коворкинга
- Рабочая обстановка, которой практически невозможно добиться дома. Минимальное число отвлекающих факторов помогает сосредоточиться на работе;
- можно принимать любых посетителей, что не всегда удобно делать в собственной квартире;
- наличие офисной техники под рукой, использование которой входит в стоимость оплаты услуг;
- интернет всегда в наличии и на хорошей скорости;
- нетворкинг – знакомство с полезными людьми, приобретение новых контактов, способных помочь решить разные вопросы. В коворкинг-центрах собираются люди, занятые делом, в какой-то степени, единомышленники;
- можно посетить интересные тренинги, лекции, семинары, приводящиеся здесь же;
- аренда рабочего места намного дешевле, чем постоянного офиса, арендуемого, как правило, на длительный срок;
- обычно плата взимается за время, проведённое в коворкинг-центре, а не за занимаемую площадь.
Недостатки
- Дополнительные траты. Работая, не выходя из дома, вы значительно экономите как на оплате пользования рабочим местом, так и на транспортных расходах – едва ли коворкинг-центр расположен в соседнем подъезде;
- есть угроза того, что вместо работы вы проведёте время в общении с разными людьми. Самоконтроль и внутренняя дисциплина в коворкинг-центре не менее важны, чем при работе дома;
- вокруг постоянно находятся люди, они двигаются, разговаривают. Постоянный фон отвлекает и утомляет;
- встречаются непорядочные люди, способные прихватить чужие вещи, подсмотреть и использовать чужие идеи и разработки и т.д.
Первый коворкинг-центр открылся в 2008 году – это «Башня» в Екатеринбурге. Сегодня его аналоги есть во многих крупных российских городах. Первые коворкинги открывались инициаторами на некоммерческой основе, но довольно скоро превратились в самостоятельную бизнес-модель. Статистика утверждает, что такой бизнес уже через 2 года после открытия начинает приносить прибыль.

Виды коворкинг-центров
- Офисно-производственный коворкинг. На сегодняшний день самая популярная форма, не требующая больших энергозатрат и специального оборудования. Помещение, мебель, офисная техника, интернет предоставляются, чем нередко успешно пользуются начинающие бизнесмены, руководители фирм, менеджеры, трейдеры и т.д.
- Творческий коворкинг. Это может быть открытие handmade-мастерской, в которой есть всё необходимое оборудование и материалы. Однако создание такого рабочего пространства – сложный, трудоёмкий и затратный процесс. Но в результате дизайнеры, художники и другие мастера получают свой маленький рай. Обычно такие помещения окупаются не только за счёт ассортимента материалов и арендной платы, но и продажи handmade-изделий.
- Ремесленный коворкинг. Это новое направление бизнеса с полноценными цехами (ювелирный, столярный и т.д.).
- Коворкинг для детей. Это отдельное направление, включающее игровые зоны, зала для танцев, мастерские и пр., в которых с детьми работают специалисты. Обычно такой тип коворкинга рассчитывается и на родителей. Они могут проводить время с детьми или работают в отдельных помещениях.
- Уличный коворкинг. Включает примерно те же зоны, что и детский – игровую, деловую, сцены, арт-объекты). Только расположены они под открытым небом. Не самая распространённая бизнес-модель, поскольку дублирует функции обычных парков и скверов. Да и климат в России не располагает к занятиям на улице большую часть года.
Разнообразие моделей перечисленными не ограничивается. Например, в Нью-Йорке и Сомервилле (Массачусетс) работают офисы-скалодромы для людей с малоподвижным образом жизни. Коворгинг-центр для писателей в том же Нью-Йорке устраивает поэтические дуэли, литературные прения и другие мероприятия тематической направленности.
Коворкинг – это шанс вести успешный бизнес, не думая о постоянном помещении, реализовать свой потенциал и развиваться в уникальной рабочей среде.